Существенную роль в этом вопросе может сыграть получение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка).
Повышение квалификации — это прежде всего обучение специалистов, направленное на обновление теоретических знаний и практического опыта в связи с повышением требований к уровню имеющейся квалификации, а также необходимостью освоения специалистами современных методов решения стоящих перед ними профессиональных задач. В ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. В данном случае речь идет об обязательном повышении квалификации в соответствии с требованиями законодательства РФ (например, медицинских, педагогических и некоторых других категорий работников).
Что же касается обучения специалистов, занятых в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отметим, что в самом Федеральном законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) есть норма о преимущественном включении в состав комиссии заказчика лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок (ч. 5 ст. 39 ФЗ № 44).
Стоит также обратить внимание на ч. 23 ст. 112 ФЗ № 44, согласно которой до 1 января 2017 г. работником контрактной службы (контрактным управляющим) может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, то есть лицо, проходившее обучение согласно действовавшему до 1 января 2014 г. Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Из сказанного следует, что до 1 января 2017 г. прошедшими специальное обучение (курсы повышения квалификации) в рамках действия ФЗ № 44 в обязательном порядке должны являться также работники контрактной службы (контрактный управляющий) заказчика.
Порядок повышения квалификации в области государственных закупок, а также выдача удостоверяющих прохождение указанного вида обучения документов находятся в ведении государственных надзорных органов и регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, согласно п. 1 ч. 10 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается документом о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Что касается сроков и периодичности прохождения обучения с целью повышения квалификации, отметим следующее.
Периодичность прохождения отдельными специалистами повышения квалификации устанавливалась работодателем самостоятельно.
В п. 2.8. Методических рекомендаций отмечено, что обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года, причем для всех категорий обучающихся.
Относительно дополнительных образовательных программ, в соответствии с которыми образовательными учреждениями осуществляется обучение (повышение квалификации), такие программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно с учетом требований действующего законодательства к уровню подготовки специалистов соответствующей области. Кроме того, при разработке программ повышения квалификации образовательные учреждения, как правило, ориентируются на объективный уровень потребностей заказчиков, направляющих своих сотрудников на обучение.
Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок рекомендовано реализовывать в очной и очно-заочной форме . при этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, и минимальный срок освоения программ вне зависимости от используемых технологий обучения рекомендуется устанавливать в объеме не менее 108 академических часов (за исключением реализации образовательных программ в целях обучения руководителей организаций — заказчиков, для которых минимальный срок обучения по таким программам может быть снижен до 40 часов).
Если же в отношении гражданских служащих возникает необходимость комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной сфере их профессиональной служебной деятельности, повышение квалификации должно быть осуществлено в объеме от 73 до 144 аудиторных часов.
Примечание. Аудиторная работа — разновидность контактной работы обучающихся с преподавателем, включает в себя занятия лекционного вида и (или) занятия семинарского вида, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся (п. 2.5 Методических рекомендаций).
По окончании обучения лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 3 ст. 60 ФЗ № 273).
Кроме того, в связи с интенсивным уровнем изменения российского законодательства, в том числе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, необходимо своевременное и качественное обновление знаний специалистов соответствующей сферы. Поэтому повышение квалификации действующего кадрового состава рекомендуется осуществлять не реже одного раза в три года.
Приглашаем на 2-х дневной семинар повышения квалификации для Контрактных управляющих (Специалистов в сфере госзакупок)
22.10.2022 -29.10 2022г с 11-00 до 16-00 час. с выдачей удостоверения.
Стоимость семинара 6580 - 00 руб.
ПРОГРАММА:
Введение специальных мер в сфере экономики:
Антикризисные меры:
- Новые основания закупки у ед. поставщика (п. 5.1, п. 5.2, ч.1 ст.93);
- Новые основания для изменения существенных условий контракта до 01.01.2023;
Практика реализации;
- Право определения конкретного ед. поставщика до 31.12.2022г. на уровне правительства РФ,
субъекта РФ, муниципального образования.
- Новые лимиты и основания закупок медицинских изделий и лекарств у ед. поставщика (п.28, 28.1 ч.1 ст.93). и др.
Ключевые изменения в Контрактной Системе с 01.07.2023:
- Новый порядок заключения контракта с ед. поставщиком через ЕИС с 01.04.2023:
- Новый порядок обжалования закрытых закупок с 01.01.2023:
-Независимые гарантии - кто может выдать независимую гарантию и вести спецсчета –
новые требования (ПП РФ от 20.12.2021 N 2369);
Текущие актуальные изменения и разъяснения:
- Новые требования к участникам (Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252) и порядок подтверждения соответствия согласно позиции Минфина;
- Минфин о закупках одноименных ТРУ по пунктам 4 и 5 части 1 ст.93;
- Новые требования к членству участников в СРО;
- Новое основание использование формульного ценообразования (ПП РФ от 29.12.2021 N 2545);
- Обзор практики контроля ФАС за установлением требований к гарантийным обязательствам;
Квотирование
- Квотирование (ПП РФ N 2014 от 03.12.2020) – виды, объемы;
- Изменения в сфере квотирования с 01.01.2022 – новые квоты, новый порядок обоснования
НМЦК, ответственность; - Новый порядок применения правил квотирования с 17.02.2022г. и др.;
Национальный режим
- Новый порядок предоставления преимуществ в рамках ПП-102, ПП-1289, ПП-832, ПП-617 с 17.02.2022г.;
- Новый порядок применения 126-н Приказа;
- Новые требования к закупке иностранного софта с 31.03.2022г.;и др.
Практикум по подготовке Технического задания с учетом требований 44-ФЗ, 223-ФЗ, 135-ФЗ:
Судебная практика по актуальным вопросам 44-ФЗ: